Охрана труда в школе
Законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда обязывают работодателей, их представителей и работников обеспечить выполнение требований по сохранению жизни и здоровья сотрудников и учащихся во время образовательного процесса. Об опыте построения системы работы по созданию здоровых и безопасных условий труда и обучения в школе мы размещаем на своем сайте.
Система охраны труда и здоровьесбережения служит краеугольным камнем любого производственного процесса, в т. ч. образовательного. Это комплекс мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся, педагогов, персонала, включающий в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия. С первых дней работы нашей школы вопросы охраны труда и безопасности учащихся остаются для нас первостепенными.
За период существования школы отсутствовали несчастные случаи, что можно считать следствием отлаженной работы по охране труда и обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся, которая успешно осуществляется как целостная система взаимодействия с сотрудниками, учениками и родителями. Предусмотрен широкий спектр мероприятий, обеспечивающих охрану труда и безопасность в образовательном учреждении.
Составными элементами системы организации охраны труда выступают: планирование, организация и координация данной работы, совершенствование, контроль, учет и анализ состояния охраны труда, воспитание и укрепление профессиональной культуры, дисциплины образовательного процесса.
Планирование подразумевает составление годовых планов улучшения условий труда, мероприятий по трехступенчатому контролю, по результатам проверок, предписаниям органов государственного надзора, мероприятий после расследований несчастных случаев, по практическим предложениям работников, учащихся и родителей, а также оформление соглашений по охране труда к коллективному договору.
В школе реализуется разработанный план мероприятий по улучшению условий жизнедеятельности учащихся и охраны труда педагогов, предусмотренных Коллективным договором и соглашениями по охране труда. В него входит следующее:
-
ежегодное обеспечение качественной подготовки школы к новому учебному году на основании разработанной инструкции и актов приемки учебных кабинетов, пищеблока, площадок;
-
постоянное обновление соответствующей информации по охране труда в кабинетах и школьных помещениях;
-
обучение педагогических работников и персонала школы (вводный инструктаж, первичный на рабочем месте, по электробезопасности, пожарной безопасности и др.);
-
организация дежурства педагогов, администрации, учащихся, проведение бесед классными руководителями, а также использование средств наглядности и эстетического оформления школы в целях предупреждения травматизма;
-
составление учебного расписания, исключающего перегрузки учащихся;
-
выполнение санитарно-гигиенических требований к уроку, дозировка домашнего задания;
-
оформление листка здоровья в классных журналах;
-
проведение физкультминуток на уроках;
-
соблюдение режима проветривания кабинетов;
-
поддержание питьевого режима учащихся;
-
ведение записей в журналах инструктажей по охране труда классных руководителей при проведении экскурсий и других массовых мероприятий;
-
соблюдение санитарно-гигиенического режима в период промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
Разработан набор инструкций не только по охране труда педагогов, но и безопасности жизнедеятельности учащихся для классных руководителей.
Администрация школы большое внимание уделяет проблеме безопасности труда. Вопросы безопасности еженедельно обсуждаются на совещаниях.
С каждым учителем в течение учебного года проводятся инструктажи по охране труда. При проведении осмотров кабинетов обязательно учитывается накопление материала по охране труда. Контролируется ведение и оформление документации:
-
распоряжений о выезде классов,
-
журналов по технике безопасности,
-
страницы правил дорожного движения в классном журнале,
-
наличия необходимых инструкций.
Актуальность и необходимость темы безопасности жизнедеятельности диктуют современные условия жизни. Начинать знакомить детей с правилами безопасного поведения в быту, на улице, в общественном месте целесообразно в младшем школьном возрасте. Порой знания, полученные на школьных занятиях, помогают разобраться в сложных и даже экстремальных ситуациях за пределами образовательного учреждения.