
Общение — это не только произнесение слов. Понятие «общение» предполагает также умение слушать и понимать, умение соблюдать очередность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу.
Речь может быть использована для удовлетворения многих потребностей. Умственно отсталому человеку необходимо научиться пользоваться речью и освоить широкий спектр высказываний.
На занятиях по развитию речи ребенок должен будет учиться не только говорить, но и слушать слова других людей. Всегда следует давать ему время на ответ. Не нужно забывать также о том, что работу следует строить на основе его интересов. Нужно попытаться извлечь пользу из его интересов и в бытовых ситуациях, и на спланированных игровых занятиях.
Для того чтобы побудить ребенка продолжить общение, необходимо во время разговора пользоваться естественными приемами. Прежде чем приступить к занятиям, надо подробно проанализировать, что на данный момент ребенок с нарушением интеллекта уже умеет делать. Начинать обучение следует с того уровня, который ему более всего подходит. Только тесный и доброжелательный контакт ребенка и родителей в сочетании с помощью специалистов способствует формированию навыков межличностного общения у тяжело умственно отсталых детей, подростков и молодых людей.
Для успешной работы с умственно отсталым человеком всем членам семьи полезно выработать по отношению к нему единые требования, привычки и установки. Надо помнить, что противоречивые требования отрицательно влияют на психику и поведение ребенка.
При обучении общению умственно отсталого ребенка следует воспитывать:




1. Развитие способности познавать себя.
2. Развитие умения заботиться о себе.
3. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и адекватно воспринимать его.
4. Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них.
5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
6. Развитие восприятия речи.
7. Развитие умения подражать.
8. Развитие умения соблюдать очередность в разговоре.
9. Развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни. Автор: Л.М.Шипицына